Что такое климат контроль и для чего он нужен в автомобиле

Температура и качество воздуха внутри машины оказывают серьезное влияние на внимание водителя. К тому же, они обеспечивают комфорт нахождения в автомобиле для водителя и пассажиров.

Раньше для изменения температуры использовали «печку». При этом нужно было вручную регулировать температуру воздуха и силу наддува. Такой обогрев применяли лишь в холодное время года. А в жаркую погоду либо открывали окна для проветривания салона, либо применяли кондиционер.

Если вы собираетесь покупать автомобиль, то должны знать, что в современных моделях машин встроена система климат контроля. Она автоматически поддерживает требуемую температуру в салоне транспортного средства. Ниже рассматривается, что такое климат контроль и как он работает, а также чем отличается от традиционных кондиционеров.

Чем отличается климат контроля от кондиционера

Не все водители знают, как работает климат контроль, и часто путают его с работой обычного кондиционера. На самом деле, электронное управление климатом имеет ряд отличий от стандартного кондиционирования.

Прежде всего, стоит отметить возможность автоматического поддержания температуры, которую задал водитель. Помимо этого, автоматически регулируется и влажность в салоне транспортного средства, что позволяет бороться с запотеванием стекол, а также избавиться от душной атмосферы.

Поток воздуха направлен таким образом, чтобы обеспечить максимальный комфорт и безопасность для здоровья водителю и пассажирам. Среди других функций стоит отметить рециркуляцию воздуха и возможность его ароматизированного освежения.

Принцип работы и устройство климат контроля

Программные алгоритмы принимают информацию с различных датчиков. В зависимости от измерений датчиков блок управления выдает решение о регулировке температуры в той или иной части салона транспортного средства.

Если температура будет выше заданного значения, то включается в работу кондиционер. Он охлаждает воздух до тех пор, пока температура не достигнет необходимого уровня. Если датчики зафиксировали температуру ниже заданной отметки, то выдается команда на формирование и подачу теплого воздуха.

Состав оборудования климат контроля

Система климат контроля имеет большое число элементов. Решения принимаются в электронном блоке управления (ЭБУ). Контроль параметров осуществляется с помощью датчиков, которые передают собранную информацию в ЭБУ. Регулировка температуры и влажности выполняется исполнительными механизмами.

Электронный блок управления

Главной составляющей в системе считается электронный блок управления. Его центральной частью является контроллер, содержащий программы управления. Информация в него поступает из электронных или механических регуляторов.

Программа вводится в ЭБУ цифровыми способами. Часто для этого используется специальный пульт дистанционного управления. Программные алгоритмы управляют различными исполнительными устройствами, например, регулируют скорость вращения вентиляторов.

Датчики

Для контроля различных параметров климата используются датчики, которые расположены внутри и снаружи транспортного средства. Датчики, которые находятся внутри, измеряют показатели в отдельных частях салона. Чем сложнее и функциональнее система, тем больше может быть установлено датчиков. Снаружи транспортного средства устанавливаются датчики, контролирующие загрязненность воздуха и температуру окружающей среды.

Исполнительные устройства и механизмы

Исполнительных механизмов довольно много. К ним относятся устройства охлаждения и отопления, которые непосредственно влияют на температуру. Также сюда относятся различные фильтры, заслонки, вентиляторы, электродвигатели и прочие механизмы.

Как управлять системой климат контроля

Разные модели автомобилей могут иметь различные органы управления климат контролем. Но обозначения на них обычно выглядят однообразно. Для включения или выключения следует нажать на кнопку ON/OFF. Также эту роль может выполнять кнопка с нарисованным разорванным кружком.

Для задания необходимой температуры используется вращающийся регулятор или кнопки. Обычно изменяется данный показатель с шагом 0,5 градусов. При нажатии на кнопку AUTO блок управления начнет поддерживать заданную температуру в автоматическом режиме. Стоит отметить, что есть системы с несколькими зонами. Разница температур между отдельными зонами при этом может составлять не более 4-5 градусов.

В блоке управления имеется также ряд кнопок, позволяющих регулировать направление обдува воздухом. Одна кнопка отвечает за обдув ног, вторая за обдув головы, а третья означает направление потока воздуха на лобовое стекло. Иногда производители делают больше режимов обдува, поэтому на панели в этом случае присутствует больше кнопок.

Какие бывают виды климат контроля

Системы климат контроля могут иметь одну или много рабочих зон. Одна рабочая зона означает, что регулировка температуры производится одинаково по всему салону. Наиболее часто встречаются двухзонные системы. Они позволяют регулировать температуру отдельно для водителя, и отдельно для пассажира на переднем сиденье. В 3-зонных и 4-зонных системах для пассажиров задних сидений также можно отдельно регулировать показатели температуры.

Особенности использования систем климат контроля

Данные системы имеют ряд особенностей, которые следует знать всем автолюбителям. Прежде всего, при работающей системе необходимо держать все окна закрытыми. В противном случае в салон будет постоянно поступать воздух с улицы, что значительно затруднит работу системы.

При работе кондиционера немного возрастает расход топлива автомобиля. В среднем данный показатель увеличивается на 0,5-1 литр топлива на каждые 100 километров. Не рекомендуется создавать слишком большую разницу температур между наружным воздухом и салоном. Это может привести к простудным заболеваниям.

Опытные водители понимают, как устроен климат контроль, и знают, что в холодное время года быстро натопить салон не получится. Это связано с тем, что тепло для обогрева поступает из системы охлаждения двигателя. При охлаждении воздуха с помощью кондиционера двигатель также необходимо оставлять включенным.

Для того, чтобы электронные компоненты сохраняли высокую эффективность работы, следует запускать климат контроль не раньше, чем через одну минуту после включения двигателя. По окончании работы также не позднее, чем за одну минуту до выключения двигателя, следует отключить климат контроль.

Возможные неисправности системы

Качество функционирования системы напрямую зависит от состояния воздушных фильтров. Если они будут сильно загрязненными, то процессы кондиционирования и обогрева будут существенно затруднены, а стекла начнут быстро запотевать. Поэтому периодически следует производить замену фильтров (по мере загрязнения или хотя бы раз в два года). Приобрести их можно в автомобильных магазинах.

Для профилактики появления неисправностей рекомендуется периодически выполнять проверку работы системы. К тому же, когда система не используется, ее все равно следует иногда включать хотя бы на 10-15 минут для поддержания рабочего состояния.

В каждом блоке управления присутствует функция самодиагностики. Ее можно запустить, чтобы увидеть ошибки работы электроники. Устранить данные ошибки самостоятельно вряд ли получится, поэтому следует обратиться к специалистам. Наиболее частыми неисправностями являются выход одного из многочисленных электронных компонентов, заклинивание мотора для управления заслонками, а также низкий уровень фреона.

На основании вышеизложенного стоит отметить, что система климат контроля поможет создать наиболее комфортные условия для поездок не только на дальние расстояния, но и в пределах города.

 

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *