Хитрости автомобиля - auto-pro.com.ua

Что такое круиз-контроль в автомобиле, история возникновения

Не каждый автолюбитель, владеющий современным автомобилем, знает о существовании назначении и важности такой системы как круиз-контроль. Многие просто не умеют его использовать или настроить. Так что же такое круиз-контроль (сокращенно КК)? Круиз-контроль в буквальном обозначении является системой автоматического поддержания скорости, аббревиатурно – САПС. Опытные владельцы отмечают, что данная система крайне проста в использовании и настраивается буквально нажатием нескольких кнопок в специально отведенном месте, которое определяется моделью автомобиля или маркой. Диагностируются проблемы и неисправности системы при помощи электронного блока управления в машине.

История возникновения САПС

Если говорить простым человеческим языком КК представляет собой систему, которая освобождает водителя от обязанности постоянно контролировать скорость своего автомобиля и возможность расслабиться в дороге. Разумеется, сервопривод, который и обеспечивает такую поблажку не является автопилотом. Поэтому в случае опасности именно человеку предстоит нажимать педаль газа или тормоза. Однако на многокилометровых ровных трассах такое устройство незаменимо.

Впервые система контроля скорости была разработана еще в середине прошлого века. Несмотря на массу положительных качеств изобретение было еще слишком сырым, поэтому рынок принял его с прохладцей. Существенно доработанное детище инженеров получило признание лишь через 20 лет. На тот период мир начал охватывать кризис, который существенно взвинтил цены на бензин. Именно тогда потребители оценили насколько снижается расход дорого топлива при контроле оборотов двигателя и поддержании оптимального режима.

Принцип работы круиз-контроля

Устройство контроля скорости состоит из таких фракций:

  • Основной компонент – управляющий компьютер, располагается под капотом;
  • Привод дроссельной заслонки, бывает пневматическим и электрическим;
  • Выключатель устройства;
  • Набор датчиков, которые отвечают за данные о скорости, положении акселератора, колес, дроссельной заслонки.

Большая часть современных транспортных средств укомплектована системой круиз-контроля производителем. Однако и для более старых моделей можно поставить САПС при условии, что авто имеет инжекторную систему питания.

Для использования устройства автовладельцу необходимо знать за что отвечает каждая из поименованных на английском клавиш:

  • On/Off – что закономерно, включает и выключает систему;
  • Set/Acceleration – настройка скорости движения. Система может самостоятельно выставить последнюю используемую или быть настроена водителем;
  • Resume – после отключения КК устройство «запоминает» последние данные, нажав на кнопку можно восстановить их;
  • Coast – снижение скорости.

Чаще всего система настраивается в диапазоне между 40 и 140 километрами в час, однако редко используется на скорости меньше 60 км/час.

Типы круиз-контроля

Систему круиз-контроля устанавливают на машины и с механической и с автоматической коробкой передач. В зависимости от типа КПП могут незначительные нюансы работы. Например, автомобиль с механическим управлением потребует больше контроля от водителя, регуляции ускорения или торможения. Для владельцев «автомата» таких сложностей не предвидится – система автономно отреагирует и исправит незначительные колебания.

Усовершенствованные системы круиз-контроля помогают водителям не только отдохнуть на скоростной трассе или уменьшить расход бензина, но и предупредит об опасности. В случае препятствия САПС просигнализирует водителя или самостоятельно затормозит.

Сейчас выделяют два основных типа КК – пассивный и активный (или адаптивный). Первым возник пассивный круиз-контроль, но слишком много водителей чрезмерно полагались на автоматику, которая не способна заменить человеческое внимание и скорость реакций. Регулярные аварийные ситуации на вполне безопасных трассах заставили разработчиков потрудиться над изобретением более совершенной системы.

Адаптивный контроль не отключается после того, как водитель самостоятельно сменил скорость или передачу и имеет особенную функцию, отличающую его от пассивного. Такой важной особенностью является постоянный замер расстояния (в пределах двухсот метров) до ближайшей помехи. Благодаря этому система может контролировать и менять скорость автомобиля. То есть в случае медленно плетущегося впереди автомобиля скорость будет снижена, если же он ускорился, то снова будет выбрана наиболее оптимальная.

Выделяется два вида активных систем контроля – лазерные и радарные. Первые для определения скорости и расстояния используют лазерный луч, вторые – радиоволны. Однако из-за некорректной работы лазеров в плохую погоду или слабой видимости их установка достаточно редка даже несмотря на низкую цену. Радарные системы круиз-контроля устанавливают в основном на престижные и дорогие автомобили.

Особенности работы системы активного контроля

Адаптивный круиз контроль имеет важные дополнительные функции. К примеру, пошаговое изменение скорости даже в условиях загруженности авто. То есть при подъеме на склон можно при помощи кнопок поступательно увеличивать или понижать скорость на один – два км/час.

При возникновении опасной или аварийной ситуации на дороги водитель будет извещен в зависимости от вида системы при помощи звукового, визуального или их сочетанием, сигналами.

Для некоторых систем активного контроля характерен также мониторинг дорожной разметки, что позволит четко придерживаться выбранной полосы.

Адаптивная система работает совместно с двумя системами безопасности — антиблокировочной и контроля устойчивости. При неисправности любой из них эксплуатация КК будет невозможна.

Особенности использования САПС

Несмотря на все достоинства система контроля не должна быть использована на сложных трассах, в неблагоприятных погодных условиях. Также не стоит использовать круиз-контроль в черте города, где автомобили не могут двигаться с одной скоростью, а в случае пробки система и вовсе будет бесполезна. Важно понимать, что любая разновидность системы контроля не является полностью независимой от человека и именно ему следует контролировать происходящее на дороге.

Для того чтобы отключить систему контроля в некоторых автомобилях достаточно нажать педаль газа или тормоза, в других необходимо нажать специальную кнопку или рычажок. Для владельцев авто с автоматической коробкой передач отключить КК можно выбрать нейтральное положение рычага. Однако полную информацию можно получить только из мануала, который был в комплекте с машиной.

Основные проблемы и неисправности САПС

Чаще всего неисправности поджидают в контроллере или сервоприводе. Проблема с контроллером достаточно редка и решается при помощи его замены. Поэтому чаще всего приходится искать неисправности именно в вакуумном сервоприводе.

Среди типичных неисправностей можно выделить потерю вакуума, проблемы с дроссельной заслонкой. Можно попытаться диагностировать неисправность самостоятельно. Для этого необходимо:

  • проверить герметична ли камера привода;
  • имеются ли повреждения трубопроводы, ведущие к сервоприводу;
  • нет ли разряжения при отсоединении трубопровода.

В случае если неисправность не обнаружена лучше обратиться к профессионалам, так как самостоятельные действия могут привести к непоправимым поломкам.

Система круиз контроля гениальное изобретение и незаменима для тех, кто много путешествует. Она позволяет сократить расход топлива и снизить нагрузку в дороге. Однако полагаться все же стоит только на себя.

Add a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *