Хитрости автомобиля - auto-pro.com.ua

Что такое ESP в машине, зачем она нужна и как работает

Разработка системы динамической стабилизации автомобиля (ESP) позволила сделать технологический прорыв в автомобильной промышленности. Это одно из важнейших технологических достижений в области вопросов безопасности в последние годы. Ниже будет рассмотрено, что такое ESP в автомобиле и принцип действия технологии.

Когда появилась динамическая стабилизация?

Впервые технологию динамической стабилизации в 1959 году представила компания Daimler-Benz. Но фактически система была внедрена в 1995 году компанией Bosch совместно с Mercedes-Benz.

Хотя термин ESP вошел в разговорный язык, только компания Bosch имеет право использовать это название. Компания запатентовала аббревиатуру вместе с технологическим решением. Поэтому во многих других брендах эта система поставляется под другими названиями, такими как DSC (BMW), VSA (Honda), ESC (Kia), VDC (Nissan), VSC (Toyota), DSTC (Volvo). Названия разные, но функции у всех разработок аналогичные. Помимо аббревиатуры ESP наиболее часто используемыми названиями системы являются ESC (Electronic Stability Control) и DSC (Dynamic Stability Control).

Что такое ESP в машине?

Аббревиатура ESP появилась из английского выражения Electronic Stability Program, что означает программа электронной стабилизации. Данная система с помощью целенаправленных вмешательств в рулевое управление помогает справиться с некоторыми критическими ситуациями, которые могут возникать при вождении.

Если обнаружено неустойчивое состояние транспортного средства в процессе движения, ESP активируется автоматически. Транспортное средство стабилизируется посредством управляемого торможения, и электроника вмешивается как в управление двигателем, так и в управление трансмиссией. ESP работает совместно с другими системами безопасности автомобиля, в том числе ABS, что такое ABS и Traction Control (ASRподробнее в видео:

Как работает ESP?

Технология включает в себя блок управления, гидравлический блок, а также датчики скорости поворота, ускорения, угла поворота рулевого колеса, угловой скорости колес, скорости поворота, давления в тормозной системе.

Ядром стабилизирующего механизма является компьютер. Он получает информацию о том, как и как транспортное средство вращается вокруг своей вертикальной оси с помощью гироскопа, а ряд других датчиков предоставляют данные по углу поворота и поперечному ускорению. Датчики ABS также информируют о вращении колес. Из этих данных компьютер обнаруживает отклонения между «установленными» и «фактическими» значениями, после чего выполняет необходимое вмешательство в работу тормозной системы.

Каким образом происходит стабилизация движения транспортного средства

Стабилизировать траекторию автомобиля блок управления динамической стабилизации может различными путями. Для этого автоматически меняется угол поворота передних колес, крутящий момент двигателя, работа амортизаторов. Для изменения траектории подтормаживает одно или несколько колес.

Если зафиксирован недостаточный показатель динамики поворота транспортного средства, стабилизация происходит путем торможения заднего колеса, расположенного на внутреннем радиусе.

Если зафиксирован повышенный показатель динамики поворота транспортного средства, стабилизация происходит путем торможения переднего колеса, расположенного на внешнем радиусе.

Параметры работы блоков динамической стабилизации настроены таким образом, что направление поворота автомобиля выбирается исходя из действий водителя. Куда он поворачивает рулевое колесо, в ту сторону и должен происходить поворот.

В процессе поворота собираются и анализируются сигналы со всех датчиков. Когда возникнет критическая ситуация и появится возможность заноса, алгоритм электроники вносит корректировку в управление транспортным средством. Для этого подаются тормозные импульсы небольшой длительности на определенные колеса. В более сложных ситуациях программа вмешивается в работу двигателя.

Можно ли отключить контроль стабильности?

Многие из моделей, которые содержат эту систему, дают возможность полностью отключить ее или ограничить ее производительность. Опытные водители знают, что  такое ESP в авто и четко понимают ее функции и принцип работы. Они нередко отключают данную функцию безопасности с помощью кнопки ESP OFF, так как считают, что в аварийной ситуации смогут лучше электроники справиться с управлением.

Но у большинства водителей отсутствует необходимый опыт управления автомобилем при заносах, поэтому выключать систему не рекомендуется.

Дополнительные функциональные возможности

Технология динамической стабилизации в современных моделях автомобилей может иметь и ряд дополнительных функций. Если машина имеет адаптивный круиз-контроль, то внедряется функция предотвращения столкновения. Для этого используются звуковые и визуальные сигналы. Если же ситуация приобретает критический характер, то изменяются параметры давления в тормозной системе.

Функция FBS увеличивает эффективность работы тормозов в случае высокого нагрева. В этом случае предотвращается низкий уровень сцепления тормозных колодок с тормозными дисками. Для этого в тормозном приводе происходит увеличение параметров давления.

Если работают стеклоочистители, либо скорость машины превышает 50 километров в час, то работает функция удаления влаги на тормозных дисках. Для этого на передних колесах на небольшой период времени увеличивается давление. При этом происходит прижатие тормозных колодок к дискам, что приводит к испарению влаги.

Довольно полезной является функция предотвращения опрокидывания автомобиля ROP. Для этого уменьшается показатель крутящего момента, и подтормаживаются передние колеса. В результате этого уменьшается поперечное ускорение, чем предотвращается опрокидывание транспортного средства.

В некоторых моделях могут быть реализованы и некоторые другие дополнительные функции. При этом все эти функции реализованы на программном уровне, а не за счет подключения дополнительных аппаратных конструкций.

Особенности управления машиной с ESP

Для того, чтобы функции электронной безопасности выполнялись максимально эффективно, следует правильно и уверенно управлять рулевым колесом. Тогда электроника будет точно понимать, что хочет сделать водитель и какие действия следует предпринять.

Во время возникновения аварийной ситуации следует сохранять спокойствие, и тогда все обойдется без несчастных случаев. Также очень важно иметь на машине качественные шины, чтобы не терялось сцепление с дорогой, и эффективно поддерживалась траектория движения при маневрах.

В мире было проведено множество испытаний и исследований по этой технологии безопасности. В результате исследований установлено, что данная функция транспортного средства позволяет на 50% уменьшить количество серьезных аварий на дорогах и на 85 процентов сократить количество несчастных случаев из-за заносов. Это довольно большое число, учитывая тысячи аварий каждый год. Поэтому система ESP будет полезна каждому водителю автомобиля.

Add a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *