Хитрости автомобиля - auto-pro.com.ua

Что такое ABS в машине, зачем она нужна и как работает

Что такое ABS?

Современный технически развитый мир настолько изобилует различными аббревиатурами, что разобраться в них бывает нелегко. В частности, это касается автомобилей и всех умных систем, призванных сделать вождение более безопасным и комфортным.

Так, несмотря на то, что эта система есть почти в каждом современном транспортном средстве, некоторым до сих пор неизвестно, что такое abs в автомобиле. Говоря простым языком, антиблокировочная система не дает колесам блокироваться, когда автомобиль тормозит. При попытке резко остановить машину, многие сталкиваются с неприятностями в виде пониженной маневренности, внезапного заноса или, что еще хуже, полнейшей невозможности остановить машину. Включенная и правильно работающая абс не дает автомобилю потерять сцепление с поверхностью, а водителю потерять контроль над управлением. На протяжении всего тормозного пути система не дает колесам заблокироваться.

Зачем нужна система ABS.

Отвечая на вопрос о том, что такое abs в машине, многие ошибочно полагают, что это такая система, которая призвана сокращать тормозной путь. На самом деле у антиблокировочной системы совсем другая функция. Ее главная задача – предотвращать потерю управления транспортным средством даже в самых сложных ситуациях.

При экстренном торможении, как правило, автоматически блокируются колеса. В результате любые движения руля становятся полностью бессмысленными – автомобиль просто продолжает ехать в том же самом направлении. И пока сцепление колес с дорогой не восстановится, водитель ничего не сможет сделать.

Включенная абс позволяет избегать таких ситуаций. Система беспрерывно отслеживает вращение колес и оценивает происходящее. В случае потери сцепления осуществляется разблокировка, позволяющая его восстановить.

Иными словами, абс не сокращает тормозной путь, а делает его максимально плавным и безопасным на тех поверхностях, на которых сделать это особенно сложно. То есть если в холодное время года машина двигалась по проезжей части и одна ее половина попала на скользкий участок дороги, при попытке водителя затормозить она уйдет в занос. Потому что все колеса будут заблокированы и одна часть будет тормозить лучше другой. Но машину не развернет, если включенная система заметит блокировку и отключит ее, уравновесив возможности колес на каждой стороне. Вот что такое abs на автомобиле.

Кстати, утверждение о сокращении тормозного пути действительно может быть верным для отдельных случаев. На ровных поверхностях с преимущественно гладким покрытием торможение без блокировки действительно произойдет в разы быстрее, чем с ней. Но это скорее небольшой приятный бонус.

В тех случаях, когда система работает, помогая решить более серьезные проблемы и предотвратить потери в экстремальных ситуациях, длина тормозного пути обычно увеличивается. Так, если под колесами песок, рыхлый снег или гравий, абс может предотвратить зарывание и последующее застревание автомобиля. Но это займет больше времени, чем рискованное торможение со включенной блокировкой.

То же самое происходит на льду. Включенная система не дает шипам на резине цепляться за ледяную поверхность дороги, делая движение плавным. В результате время торможения немного увеличивается, но в то же время водитель получает маневренность и, соответственно, возможность управлять автомобилем и влиять на ситуацию.

Как работает ABS

Для того, чтобы лучше понять, что такое abs, следует разобраться в тонкостях работы системы. В основе процесса лежит принцип цикличности. Один цикл состоит из трех поочередно повторяющихся фаз. В процессе работы давление:

  • удерживается;
  • сбрасывается;
  • увеличивается.

И так по кругу. Специальные датчики отслеживают угловую скорость и передают информацию в блок управления. Там система сравнивает, с какой скоростью движутся колеса в конкретный момент и, когда возникает гипотетическая вероятность блокировки, блок управления подает сигнал и закрывает для этого колеса впускной клапан. При этом закрытым сохраняется и выпускной клапан, в результате чего внутри контура цилиндра давление сохраняется на исходном уровне. Следовательно, оно не увеличивается при последующем торможении.

Почему так сложно найти автомобиль без ABS

Зная, что такое abs в машине, и соответственно все преимущества системы, ответить на этот вопрос довольно легко. Если говорить простым языком, то данная технология, как и многие другие современные изобретения человечества, призвана сделать нашу жизнь как можно проще и безопаснее.

В прошлом столетии к водителям предъявлялось в разы больше требований и, чтобы всем этим требованиям соответствовать, им приходилось осваивать куда больше навыков, чем сегодня. Современному же человеку для того, чтобы доехать до работы, отвезти детей в школу или покататься по окрестностям вечернего города под любимую музыку, вовсе не нужно быть профессиональным водителем.

Развивать навыки вождения, в том числе и в экстренных ситуациях, может быть очень полезно. Но не у всех на это есть время и желание. В современном мире слишком много информации и слишком много дел, которыми можно заняться вместо этого. Когда работа занимает большую часть дня, оставшееся время хочется посвятить чему-то любимому и приятному, делегировав как можно более необязательных, но важных заданий кому-нибудь еще. В таких условиях система, обеспечивающая безопасное торможение и способная спасти жизни должна быть доступна каждому.

Никто не застрахован от несчастных случаев. Иногда на дороге скользко и водитель цепляет обочину, съезжает не туда, поворачивает не в ту сторону. На проезжую часть выскакивают люди и животные, иногда появляются и более необычные препятствия. В результате у человека срабатывает естественная реакция. Следуя своему инстинкту, он резко давит на тормоз, чтобы остановить транспортное средство и избежать неприятностей. И, как ни странно, нередко это приводит к еще большим неприятностям. Зачастую беду можно предотвратить, просто воспользовавшись рулем. Но это далеко не первое решение, которое приходит в голову в таких ситуациях. Как правило, оно приходит тогда, когда педаль тормоза уже вжата в пол. И если колеса заблокировались, вырулить куда-либо уже не получится. Абс нужна как раз для того, чтобы создать возможность для осуществления маневра, не расплачиваясь за мгновенную, возможно не совсем правильную реакцию.

Можно ли обойтись без нее

Бывают такие случаи, когда в использовании abs на автомобиле нет никакой необходимости. Более того, в отдельных ситуациях это может только навредить, приведя к плачевным последствиям. Одной из таких ситуаций является крутой спуск по заснеженной или сильно загрязненной дороге. Проблема в том, что включенная система будет препятствовать блокировке колес. В результате сильно снижается эффективность торможения – даже при полностью выжатой педали колеса могут продолжить вращаться и автомобиль будет двигаться вниз.

Современные автомобили оснащены системой, которая способна распознавать подобные ситуации и незамедлительно реагировать на них. Встроенные сенсорные датчики способны точно определить уровень наклона дороги и отключить систему при необходимости.

Но что делать тем, кто живет в зоне с холодным климатом и не имеет абс в своем автомобиле? Будет совсем неудивительно, если человек, узнавший, что такое abs на машине, как она может помочь при вождении, и какие бывают последствия, начнет беспокоиться. Ведь преимущества системы, равно как и потенциальные проблемы, вызванные ее отсутствием, на самом деле вполне очевидны.

К сожалению, добиться того же эффекта, что создает система при работе, человеку не под силу. Даже самый опытный водитель физически не способен воссоздать порядок и правильную частоту действий, производимых абс. Тем не менее, существует прием, способный помочь исправить положение в некоторых ситуациях. Многие из тех водителей, чьи автомобили не оснащены абс, используют его, чтобы сохранить маневренность и предотвратить блокировку колес во время торможения.

Данный проверенный временем и не одним поколением автомобилистов прием называют прерывистым торможением. Принцип работы этого способа предотвращения блокировки колес можно вполне логично вывести из его названия. Основное правило – помнить, что в экстренных ситуациях у любого человека срабатывает естественный инстинкт, следуя которому он немедленно начинает давить на тормоза. Зная об этом, водитель может научиться со временем контролировать себя.

Безусловно, никто в результате после таких отслеживаний не перестанет тормозить. Это не тот результат, которого необходимо добиться. Что действительно нужно, так это научиться чувствовать автомобиль. Как только водитель, давит на педаль тормоза, начинает чувствовать, что колеса начинают блокироваться, ему следует немного отпустить педаль. После чего необходимо снова начать тормозить, но не одним сплошным нажатием, а небольшими прерывистыми толчками. Этот прием не позволит колесам заблокироваться, если только во время одного из таких нажатий водитель не перестанет чувствовать машину.

Такой полезный навык вполне реально развить со временем. Тем более что тренироваться можно в безопасных условиях, специально отрабатывая тактику. Это самый простой и доступный способ компенсировать отсутствие абс в автомобиле. Однако стоит помнить, что, каким бы умелым и опытным не был водитель, заменит автоматическую систему контроля ему таким образом не удастся.

Add a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *